ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ТРАДИЦИЯХ
ВЫШИВКИ И КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ, ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ,
А ТАКЖЕ ОБ ИСТОРИИ МИХАЙЛОВСКОГО ЗАО "ТРУЖЕНИЦА"
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рязанское кружево в телом - крупное явление
в русской прикладном искусстве. Особенно оригинальный, самобытный
характер оно получило в городе Михайлове и Михайловском уезде
Рязанской губернии.
В XVI столетии с возникновением обороннного
рубежа Московского государства, сюда было переселено значительное
число служивых людей, о чем свидетельствуют названия старинный
городских слобод Стрелецкая, Пушкари, Плотники. Свободные
от крепостного угнетения московские переселенцы активно занимались
различными ремеслами. Именно в их среде, вероятно в первой
половине XIX столетия, возникло 1 кружевоплетение в виде промысла.
В разное время здесь господствовали и разные
типы кружевного плетения.. Вначале это было тончайшее многопарное
кру жево "рязанского манера" и "травчатое",
а также сцепное. С бытом рядовых горожан Михайлова и его окрестностей
связан третий способ плтетения - численный. Именно местное
численное кружево получило широкую известность под названием
"михайловского".
Находясь среди крепостного населения, которое
в силу своей угнетенности и думать не могло о таком кропотливом
деле, как кружевоплетение, михайловские мастерицы нашли среди
них постоянный сбыт своим работам. Их кружево распространилось
широко, выйдя за пределы Рязанщины.
Занятие,дающее постоянный заработок было
быстро подхвачено в целом ряде селений Михайловского уезда,
жителями которых являлись свободные государственные крестьяне.
К 1880 году в городе и уезде насчитывалось около двух тысяч
кружевниц, в 1896 году их было более трех тысяч, а перед первой
мировой войной - десять тысяч.
Во второй половине XIX века михайловское
кружево становится предметом торговли не только внутри России,
но и за границей.
Нигде, кроме города,Михайлова и его уезда, численное кружево
не получило такого своеобразия рисунков и красочности. Недаром
оно получило такое большое распространение в крестьянском
костюме разных местностей. Плотное, яркое, оно как нельзя
лучше дополняло одежды из тяжелых тканей закладной техники
и грубого полотна, сочеталось с яркой узорочностью ткани и
вышивок.
Вышивание, как и другие ремесла, было развито
на Рязанской земле давно. Но до конца 70-х годов XIX века
ею занимались кустари - одиночки, она служила лишь для домашних
нужд. Поводом для возникновения промысла послужили следующие
обстоятельства. В 1878 году многие села Михайловского уезда
сильно пострадали от пожаров. Местная земледелица С.П.Казначеева,
изыскивая средства помочь бедственному положению крестьян,
обратила внимание на домашнее рукоделие женщин, и на склонность
их украшать свои костюмы различными вышивками. Это навело
ее на мысль о том, что крестьяне могут зарабатывать деньги
исполнением заказов. Закупив большое каличество материала,
С.П. Казначеева раздала работу желающим .Дело сразу наладилось,
и уже в 1882 году работы Михайловских крестьянок с большим
успехом демонстрировались в Москве на Всероссийской выставке,
где они удостоились внимания государыни и денежной награды.
В 1886 году С.П. Казначеевой,совместно с
известной исследовательницей народного искусства С.А. Давыдовой
в с. Подлесное была открыта первая в России художественная
школа вышивания и кружевоплетения.
Таким образом,благодаря плодотворной деятельности
С.П. Казначеевой, в Михайловском уезде был создан новый вид
промысла.
Империалистическая война 1914-1918 годов,
затем гражданская война нанесли большой урон развитию народных
промыслов, спрос на кружева и изделия с художественной вышивкой
упал, экспорт их за границу прекратился, мастерицы лишились
заработка.
В 20-е годы в условиях кооперирования всех
структур промыслов в стране начинается возрождение кружевоплетения
и тесно связанной с ним художественной вышивки. К осени 1925
года в городе Михайлове и уезде насчитывалось около 6000 мастериц,
и с каждым днем все большее их количество изъявляло желание
объединиться в свои промысловые артели.
В городе Михайлове артель вышивальщиц была
создана в 1916 году, о чем свидетельствует письмо с заявлением
Михайловской трудовой артели вышивальщиц отделу кустарной
промышленности Наркомзема о взятии артели под контроль Наркомата,
датированное 23 октября 1918 года. На тот момент артель существовала
уже третий год, выпуская скатерти, шарФы, платки и воротники,
применяя машинную вышивку.
1927 год явился годом создания Михайловской
артели "Труженица", объединившей вышивальщиц и кружевниц-надомниц
из числа кустарей. Возглавила, артель Е.Н. Накапкина. В 1935
году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановления,
в которых предусматривались меры по улучшению кружевного производства.
В результате этого промысел стал развиваться более успешно.
В годы Великой Отечественной войны работа
кружевного промысла временно свернулась. И лишь в конце войны
частично была возобновлена выработка кружев.
Первые послевоенные годы характерны для коллектива
промартели стремлением к наращиванию темпов производства.
В 1951 году в артели начала свою работу выпускница МХПУ им.Калинина
Диана Алексеевна Смирнова,задавшаяся целью полностью возродить
старинное Михайловское кружево. Ее часто видели в бывших центрах
кружевоплетения: в селах Пушкари, Новопанское, Рачатники,
Ижеславль и других. Д.А. Смирнову постоянно окружали пожилые
люди - кружевницы, которые еще не утратили секретов прежней
работы. Диана Алексеевна сама изучала всю технологию кружева
и сумела перевести ее на поток. По специальным, ею разработанным
сколкам, сразу несколько кружевниц могли выполнить один и
тот же рисунок кружева с точными элементами.
Д.А.Смирнова не только постигла секреты древнего
промысла, но и нанесла очень много своего. Так, ей принадлежит
авторство поворота под необходимым углом кружевной ленты.
Это дало возможность изготавливать такие сложные изделия,
как оплеты скатертей, дорожек, салФеток и т.д. Одними из первых
кружевниц, помогавших Д.А. Смирновой, были М.И. Игнатова,
К.П. Краюхина и М.Д. Морозова, ставшая в последствии мастером
кружевного цеха. Следует подробнее остановиться на заслугах
М.Д. Морозовой, которая немало сделала для развития кружевного
промысла, совершенствования техники плетения, созданию узоров,
а также воспитания и обучения молодых кружевниц, за что она
была награждена медалями "За трудовую доблесть"
и "За доблестный труд".
Особое внимание михайловские мастерицы уделяли
вопросам сочетания в изделиях кружева и художественной вышивки.
В конце 50-х годов труд вышивальщиц приобрел такое же значение,
как и труд кружевниц.
В 1957 году артель возглавила Мария Григорьевна
Голованова, которая оставалась на посту директора почти 30
лет, до 1986 года. В том же 1957 году в артели был открыт
новый цех машинной вышивки, мастером которого стала окончившая
годичные курсы в Торжке вышивальщица Л.П. Мытарева. Работницы
нового цеха сумели быстро освоить машинную вышивку "ришелье"
и увеличить выпуск изделий. Мастером участка ручной вышивки
на протяжении многих лет была Е.И. Накапкина, награжденная
за заслуги в развитиии местной промышленности орденом "Знак
Почета" и медалью "За доблестный труд".
В октябре 1960 года на базе промартели организуется
строчевышивальная фабрика "Труженица".
В 1968 году Михайловская строчевышивальная
фабрика "Труженица" стала участницей ВДНХ. В качестве
экспонатов на выставке были представлены женские платья с
цветным кружевом, фартуки, полотенца, салфетки. Все изделия
получили высокую оценку. Фабрика была награждена дипломом
II степени, а художники Д.А. Смирнова и В.А Мухина - бронзовыми
медалями. Все больше изделий фабрики стало появляться и за
границей - во Франции, Японии, США.
Семидесятые годы характерны для фабрики большими
трудовыми победами. В 1973 году пяти ее иделиям впервые был
присвоен государственный знак Качества. Изделия были выполнены
по рисункам Д.А.Смирновой и З.Н. Коротковой. В этом же году
фабрика завоевывает переходящее Красное знамя. В 1978 году
в результате объединения фабрики "Труженица" и фабрики
им.Лизы Чайкиной, расположенной в поселке Октябрьском, было
создано Михайловское производственное строчевышивальное объединение
"Труженица".
Все события в стране находили свое воплощение
в произведениях кружевниц и вышивальщиц. Изделия с праздничной
символикой выпускались к Московской Олимпиаде, 40- летию освобождения
города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков, 40- летню
победы, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, 900-летию
г. Рязани, 850- летию г. Москвы. С особой любовью, старанием
и мастерством выполняли работницы необычный заказ для дома-музея
П.И. Чайковского в Клину.
В 80-е годы прошлого столетия художественная
деятельность предприятия развивается по пути более глудокого
изучения традиций в в кружевоплетении, вышивке и принципов
декоративного оформления одежды. Наряду с традиционной цветовой
гаммой, появляются изделия, колорит которых включает голубые,
бордовые, золотисто-коричневые цвета. Поиски новых цветовых
решений наиболее ярко проявлялись в творчестве художника по
кружеву В.А. Мешковой, заслуженного художника России Т.Н.
Пресновой, художников по вышивке И.Н. Копытиной, и З.В. Кондрахиной.
Много новых изделий одежной группы было создано художником-модельером
О.Ю. Шемятовской.
С 1987 года и до сегодняшних дней директором
объединения является Н.А. Дежина. С 11 августа 1993 года ПСО
"Труженица" было преобразовано в ТОО, а с 15 июля
1993 года - в Закрытое акционерное общество "Тружёница".
В последнее время в условиях экономических реформ, являясь
предприятием народных художественных промыслов, ЗАО "Труженица"
по-прежнему выпускает высокохудожественные изделия домашнего
интерьера и широкий ассортимент товаров народного потребления.
Творческий коллектив постоянно работает над
созданием одежды, постельного и столового белья, различных
плоскостных изделий с кружевом и вышивкой. Сохраняя живую
старину, талантливо перерабатывая художественные традиции
народного искусства, художники промысла придают изделиям и
современность, и неповториное очарование прошлого.
|